Вы тут:Home
Советы специалистов
Советы педагога-психолога
Родителям будущих первоклассников!
Готовимся к школе




Поступление в школу - новый момент в жизни маленькой личности. Это встреча с новым миром - загадочным, желанным, интересным и в то же время очень непростым. Поэтому не дают покоя родителям бесконечные вопросы: что необходимо знать ребёнку, как готовиться, что означает «готов ребёнок к обучению в школе»?
Часто родители считают основным показателям готовности к школе знакомство ребёнка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако, это не совсем так. Важно, чтобы у ребёнка дошкольного возраста была сформирована психологическая готовность к школьному обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребёнка.
Что необходимо знать будущему первокласснику:
- Свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живёт.
- Фамилию, имя, отчество, профессии родителей.
- Счёт, математические цифры и знаки, операции с числами (сложение, вычитание, сравнение, задачи).
- Гласные, согласные звуки, деление слов на слоги, предложения - на слова).
- Времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.
- Домашних животных и их детёнышей, животных тёплых стран; зимующих, перелётных птиц.
- Виды транспорта по способу передвижения и назначению.
- Одежда, обувь по назначению.
- Фрукты, овощи, ягоды.
- Народные сказки, стихи.
Подготовить ребёнка к школе означает:
- Позаботиться о его физическом здоровье;
- Обогатить жизненный опыт;
- Закрепить бытовые навыки;
- Развивать правильную речь;
- Научить наблюдать, думать, анализировать, собирать информацию, находить ответы, осмысливать увиденное и услышанное;
- Учить уважать мнение другого;
- Воспитывать положительное отношение к себе, своей внешности, поведению, достижениям, умению видеть свои недостатки и исправлять их, отстаивать свои интересы;
- Проверить психологическую готовность к обучению в школе;
- Постепенно формировать интерес к обучению и положительное отношение к школе в целом.
Далее представлены некоторые упражнения и игры, которые помогут наиболее полно развить у дошкольника память, мышление, внимание, так необходимые для обучения в школе.
Игры на развитие внимания.
«Найди игрушку»
Взрослый описывает ребёнку какую – либо игрушку, находящуюся в комнате, ребёнок может задавать вопросы. Затем ребёнка просят найти предмет, о котором шла речь.
«Путаница»
Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.
"Шапка-невидимка"
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
"Словесный ряд"
Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встаёт при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их ещё более увлекательными.
«Запомни картинки»
Приготовьте картинки с изображением отдельных предметов (например: мяч, кошка, автомобиль и т. д.). Для начала хватит 5 картинок.
Держите картинки так, чтобы ребёнок их не видел. Поочерёдно покажите ему 2-3 картинки, каждую на несколько секунд. Затем попросите ребёнка вспомнить, какие предметы он видел на картинках. Постепенно можно увеличивать количество картинок в одном сеансе показа (не раньше, чем ребёнок запоминает без проблем меньшее число картинок).
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
«Ухо-нос».
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Карлики и великаны».
Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Съедобное - несъедобное».
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Игра с флажками».
Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.
Игры на развитие мышления.
Игра «Рисунки из геометрических фигур».
Цель: развитие познавательного интереса, нестандартного и логического мышления.
Нарисуйте на листе любую геометрическую фигуру. Попросите ребёнка придумать рисунок, задействовав в нём предложенную фигуру. Если малыш не понял задание, покажите, например, как легко кружок может превратиться в солнышко, снеговика или колесо автомобиля.
«Как это можно использовать»
Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать , писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
«Говори наоборот»
а) учим с ребёнком стихотворение:
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – («низко»),
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь –(«близко»).
Скажу тебе я слово «трус» ответишь ты–(«храбрец»),
Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай –( «конец»).
б) Предложить ребёнку:
«Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький, весёлый – грустный ,белый - чёрный и т. п.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.
«Бывает – не бывает»
Называете какую – либо ситуацию и бросаете мяч ребёнку. ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребёнку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что – нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Папа ушёл на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Человек вьёт гнездо. Почтальон принёс письмо. Зайчик пошёл в школу. Яблоко солёное. Бегемот залез на дерево. И так далее.
«Лабиринты»
Прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно – образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.
«Числовые прятки»
Развивает мышление, внимание, навыки счёта.
На ровной поверхности раскладываются карточки с числами в произвольном порядке Ребёнок должен показать все числа по порядку от 1 до 10.
Один играющий отворачивается, а другой перемешивает все карточки и прячет одну из них. Первый должен как можно быстрее сказать какого числа не хватает.
Упражнение «Как ты думаешь, чем отличаются друг от друга»?
Лужа и ручеек. Дерево и бревно. Доска и стекло. Девочка и кукла. Птица и самолет. Мультфильм от фильма. Гнездо от норы День от ночи и т. д.
Упражнение «Узнай по описанию»
Жёлтые, красные, осенние (листья).
Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь).
Зелёный, продолговатый, сочный … (огурец).
Белое, пушистое, лёгкое … (облако).
Маленькая, серая, пугливая … (мышь).
Ветвистая, зелёная, колючая … (ёлка).
Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом).
Сладкое, белое, холодное … (мороженое).
Солнечная, тёплая, летняя … (погода).
Новая, красивая, интересная … (книга).
Пушистый, усатый, полосатый … (кот).
Дремучий, тёмный, сосновый … (лес).
Упражнение «Какое слово в каждом ряду лишнее»?
Объясни почему.
Щука, карась, окунь, рак.
Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
Стол, стул, телевизор, шкаф.
Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
Миша, Оля, Сережа, Ваня, Коля.
Утро, день, ночь, завтрак, вечер.
Жук, рыба, муравей, бабочка.
Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.и т. д.
Упражнение «Назови одним словом».
Бабочка, комар, стрекоза – насекомые
Берёза, дуб, сосна - …
Стол, шкаф, диван - …
Ботинки, сапоги, кроссовки - …
Сыр, сметана, йогурт - …
Малина, клубника, смородина - …
Футбол, гимнастика, плавание - …
Утро, день, вечер - …
Вторник, среда, пятница - …
Сентябрь, май, июль - …
Пушкин, Чуковский, Маршак - …
Маша, Петя, Вася - …
Морковь, помидор, огурец - …
Персик, апельсин, яблоко - …
Свинья, корова, собака - …
Мяч, кукла, лото - …
Игры на развитие памяти
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, подвижные игры со словами.
«Какой игрушки не хватает»
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4 – 5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Задать вопрос, «Какой игрушки не хватает?».
Далее игра усложняется: а) увеличить количество игрушек; б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
«Запомни картинки»
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми и в парах. выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.
«Прогулка в картинках»
Игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребёнка. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребёнком о том, зачем всё это нужно.По возвращении попросите ребёнка нарисовать те знаки которые он запомнил.
Игра «Умелые ручки и уверенные пальчики»
Цель: развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
Ребёнку предлагают выполнить различные манипуляции руками:
- нанизывание бисера, бусинок или макарон на шнурок;
- составление различных узоров из мозаики;
- вырезание фигуры из бумаги по контуру (плавно, не отрывая ножницы от бумаги);
- лепка из пластилина, глины или любого теста;
- пришивание пуговиц (дошкольники очень любят такое занятие, оно придаёт им ощущение взрослости и значимости);
- раскраска рисунков и штриховки;
- изображение графических образцов: геометрических фигур и узоров различной сложности.
Все предложенные упражнения желательно проводить в игровой форме, ведь период дошкольного детства - это период игровой деятельности. Ценность игры в том, что в ней ребёнок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы приложить значительные усилия. В игре ребёнок лучше запоминает, сосредоточивается и осознаёт. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.
Поэтому, играйте с удовольствием! Превращайтесь чаще в добрых волшебников и дарите своим детям те же радостные и беззаботные минуты, которые останутся навсегда в детских сердцах сладкими воспоминаниями.