Вы здесь: Home
Советы специалистов
Советы учителя-дефектолога
ЛЭПБУК?.. Современная форма работы по развитию речи.



ЛЭПБУК?..
Современная форма работы по развитию речи.
«Лэпбук» (lapbook), или как его ещё называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме. При этом «лэпбук» - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения. Создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук могут делать:
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
•учебные;
•игровые;
•поздравительные,
•праздничные;
•автобиографические (папка-отчёт о каком-то важном событии в жизни ребёнка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.).
В зависимости от формы:
•стандартная книжка с двумя разворотами;
•папка с 3-5 разворотами;
•книжка-гармошка;
•фигурная папка.
Организация материала:
•стандартные кармашки;
•обычные и фигурные конверты;
•кармашки-гармошки;
•кармашки-книжки;
•окошки и дверцы;
•вращающиеся детали;
•высовывающиеся детали;
•карточки;
•теги;
•стрелки;
•пазлы;
•чистые листы для заметок и т.д.
Вариантлэпбука«Автоматизация звука [С]»
Пособие позволит проводить автоматизацию звука [С] на всех уровнях (изолированное произношение, прямые и обратные слоги, предложение, текст) в занимательной и игровой форме, а также решать и другие задачи (работа над развитием плавного выдоха, развитие психических функций, фонематических функций, работу над предложением, над связной речью).
1. Дидактическая игра «Пройди по дорожке»
Цель: закрепление произношения изолированного звука [С].
Материал: дорожка от буквы С, на которой расположены снежинки.
Задание: чтобы они не растаяли, нужно охладить каждый лучик, ведь, когда мы произносим [С], струю воздуха узкая и холодная.
2. Дидактическая игра «Собери звёзды»
Цель: формировать умение давать характеристику звуку [С].
Материал: звёзды с изображёнными символами: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, зелёный круг – мягкий согласный, камень – твёрдый звук, вата – мягкий звук, колокольчик – звонкий звук, колокольчик зачёркнут – глухой звук.
Задание: ребёнок рассматривает звёзды и говорит, что означают изображённые символы. Затем подбирает звёзды для звука [С], даёт ему характеристику: согласный, твёрдый, глухой.
3. Дидактическая игра «Лабиринты»
Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: 2 варианта лабиринтов для индивидуальной работы. Листы с лабиринтами ламинированы, что даёт возможность их многократного использования (рисование фломастером с последующим стиранием).
Задание1: помоги снежинкам добраться до снеговика.
Задание2: помоги машинке так проехать по дорожкам буквы С, чтобы убрать снег.
4. Дидактическаяигра «Составь слоги».
Цель: закрепление произношения [С] в прямых и обратных слогах; развитие фонематических процессов анализа и синтеза слогов.
Материал: прозрачная полоса для слогов, буква С, гласные буквы А, О, У, Ы, Э.
Задание: составь слоги с буквой С, прочитай их.
5. Дидактическая игра «Куда упадёт снежинка?»
Цель: закрепление произношения звука [С] в словах, развитие фонематических процессов анализа и синтеза.
Материал: картинки со звуком [С] в начале, середине, конце слова, схемы слова, снежинки в интересном конверте.
Задание: положи снежинку на нужное место на схеме слова.
6.Дидактическая игра «Смайлики»
Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление.
Материал: изображение смайликов на конверте с картинками.
Задания: Найди 2 одинаковых смайлика. Какой смайлик лишний?
7. Дидактическая игра «Что где?»
Цель: закрепление произношения звука [С] в предложении; практическое употребление предложных конструкций.
Материал: картинка с изображением стола и стула; надписи: предлоги НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД; предметные картинки.
Задание: расположи картинки согласно надписям и ответь на вопрос: - Что где находится? (Самолёт летит над столом. Носок лежит под столом. И т.д.)
8. Дидактическая игра «Составь рассказ»
Цель: закрепление произношения звука [С] в тексте, упражнение в составлении рассказов по серии картинок.
Материал: 2 серии сюжетных картинок.
Задание: расположить картинки по порядку и составить по ним рассказ.
9.Дидактическая игра «Завяжи шарфик»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев.
Материал: снеговик с ленточкой-шарфиком.
Задание: завязать снеговику шарфик.
Лэпбук – просто замечательная находка!
Педагогам он интересен тем, что в простой, игровой форме позволяет выполнить множество задач в работе с ребенком, заинтересовать и привлечь к работе родителей, привлекает своей мобильностью, простотой в исполнении и широкой возможностью для творчества. Родителям нравится возможность поиграть с детьми в полезную и развивающую игру. А для детей лэпбук – это и книжка, и игрушка, и интересное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны! Интересно узнать – а что там, в этом ярком конвертике? А это что за «гармошка»? Куда ведет эта стрелка?..
УРА, ЛЭПБУК!