rube

Вход на сайт

Речевые игры для детей 4-х лет.

       Игры для детей этого возраста придуманы специально для того, чтобы помочь малышу научиться читать, расширить его словарный запас и кругозор. Кроме того, теперь малышу уже под силу составлять и ре­шать арифметические примеры, пользоваться такими понятиями, как «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равенство», «прибавить», «отнять». Развивающие игры приучают его анализировать, си­стематизировать и делать логические выводы.

 

      Маленький совет: в ходе игры время от времени допускайте ошибки, чтобы ребенок научился их находить и исправлять. Почти все дети с удовольствием играют роль «строгого учителя».

        Шершавые слова.

    Вырежьте буквы из шершавой бумаги и наклейте их на картонные таблички. Завяжите ребенку глаза платком и предло­жите на ощупь составить слово из «шершавых» букв. «Чтение» пальцами требует внимания и сосредоточенности. Дети мыс­ленно соединяют буквы в слова, и таким образом происходит плавный переход к умению осознанно читать.

       Картинка -слово

    Вам понадобятся: конверт с картами-картинками, таблички со словами к ним, контрольные карты, на которых есть и картин­ка, и слово. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные и др. Важно, чтобы слова были написа­ны крупным шрифтом. Можно использовать картинки из лото.

       Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкла­дывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу проверить са­мого себя.

   Эта увлекательная игра очень полезна! Она помогает раз­вить способность к интуитивному чтению.

     Названия предметов

   Приготовьте таблички с тесемками, на которых написаны названия предметов, окружающих ребенка. Например: стол, шкаф, пол, кубик, кукла т. д. Ребенок берет одну за другой таблички, читает написанное слово и кладет табличку (или при­вязывает ее) на названный им предмет. Детям очень нравится
это упражнение. Часто они украшают табличками с названия­ми предметов всю комнату, И это очень хорошо! Так малыш переходит от интуитивного чтения к осмысленному. Он делает важное открытие: все, что его окружает, можно записать и по­том прочитать.

     Предложение-задание

    Ребенок читает написанные на по­лосках бумаги задания и выполняет их. Задания могут быть самыми разными: найти сюрприз, подго­товиться к приходу гостей и т. п. Эта игра помогает научиться связному чтению, осмысле­нию прочитанного, ведь ре­бенку приходится впервые читать не отдельные сло­ва, а настоящее предло­жение.

       Домино из букв.

     Напишите на карточках слова. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной сто­роне карточки приклейте картинку-иллюстрацию. Ребенок вы­сыпает перед собой карточки и переворачивает их надписью вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, под­бирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. На­пример: МАМА - АБРИКОС - СОК.

     Если ребенок еще не готов к различению букв, он может иг­рать с картинками, воспринимая их названия на слух. Положи­те перед малышом карточки изображением вверх, произнесите, что именно нарисовано. Ребенок должен подобрать таблички так, чтобы в получившейся цепочке совпадали первые и после­дние звуки. Играя, он учится интуитивному чтению. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, малыш за­поминает написанные слова. В этом случае картинка на оборо­те таблички служит для него подсказкой.

        Сочинение слов

       Что нужно для игры: карточки с изображением букв. На каждой — по две буквы, причем одна написана черным каран­дашом, другая — красным: 6-п, в-ф, г-к, Ъ-т, ж-з, з-с, к-т, с~т, с-ц, т-ц, ф-т, х-г, ц-ч, а-л, ы-и, у-ю, о-ё, э-е, и-й. Можно использовать голубой фон для согласных и розовый для гласных. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Например: банка-палка, вода-филин, апельсин-ягода. Эта игра довольно сложная. Малышу приходится вспо­минать подходящие по условию слова. Иногда дети придумы­вают самые фантастические слова и даже пытаются объяснить их смысл.

       Круглый год

    Подготовьте картонный круг, разрежьте его на 12 секто­ров. В каждом секторе напишите название одного из месяцев года. Раскрасьте их разными цветами. Например, пусть сек­тор с весенними месяцами будет зеленым, с летними — крас­ным, с осенними — желтым, с зимними — белым или голубым. Перемешайте сектора. Предложите ребенку прочитать назва­ния месяцев, а затем помогите ему разложить их в правиль­ном порядке. Поговорите с малышом о том, какое сейчас вре­мя года, что происходит в другие месяцы, почему каждому времени года соответствует определенный цвет (зиме — белый, осени — желтый), какие праздники бывают летом или зимой, когда бывает холодно, жарко, прохладно, сыро и т. п. Малышу приходится не только различать сектора, но и находить центр круга. Таким он знакомится с математическими понятиями.

       Арифметические знаки

      Научите ребенка составлять примеры, используя карточки лото. Дети очень любят играть «в школу» (отводя себе, конеч­но же, роль учителя). Воспользуйтесь преимуществами этой ролевой игры. Предложите ребенку составлять примеры, которые вы будете решать. Иногда позволяйте себе сделать ошиб­ку. Пусть ваш маленький учитель исправит ее, объяснит, по­чему вы не правы.

        Классификация животного мира.

  Раскладывайте вместе с малышом картинки (открытки, лото), называя изображенных животных и распределяя их по группам. Например, вы говорите: «Здесь живут млекопитаю­щие», — и выкладываете картинки этой категории в ряд.

        Животный мир континентов.

     Вам потребуются: карта с изображением континентов, карточки с изображениями диких животных, контрольная кар­та, на которой изображен континент и животные, его населя­ющие. Перед тем как начать игру, расскажите ребенку о том, что разные животные живут в разных частях света, покажите континенты на карте, назовите их. Когда малыш познакомит­ся с этими понятиями, предложите ему вместе с вами «засе­лить» пустую карту или «помочь найти каждому животному его дом». Позже, сравнивая свой вариант с контрольной кар­той, ребенок сможет сам проверить себя (или вас).

    Впоследствии правила игры можно усложнить. Например, вы показываете картинку с изображением животного, а малыш называет континент, где оно обитает.

       Вышивание на картоне.

      Подготовьте листы картона с нарисованными на них узо­рами, клубок шерстяных ниток и 1 — 2 толстых иголки. На ли­ниях точками отметьте места, где нужно будет втыкать иголку. Ребенок выбирает узор, берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. Концы нити можно завязать в узелок. Затем ребенок делает стежки по нанесенным точкам — вышивает. Работа с иглой, особенно вдевание нитки и завязывание узелка, очень сложна для малыша. Поэтому вначале вам придется вышивать вместе с ним — «рука в руке». Когда ребенок станет действовать увереннее, предложите ему по­работать самостоятельно. Если вы боитесь доверять ребенку иголку, можно приобрести игры-шнуровки: они более безопасны; в них могут играть даже годовалые малыши.

         Карта звездного неба.

       В продаже есть карта звезд­ного неба и фосфоресцирующие наклейки-звездочки. Их можно приклеить к потолку, по возмож­ности повторив карту звездного неба. Когда вы выключите свет в комнате, на потолке у вас засияет настоящее звездное небо. Ув­лекательное и красивое зрелище для ребенка!

        Огород на отдельно взятом подоконнике.

      Дайте малышу небольшой ящик с землей, в который он с вашей помощью посадит семена растений или цветов. Поку­пать семена нужно вместе с ребенком. Научите малыша уха­живать за всходами растений. Если у вас есть лупа, научите ребенка рассматривать семена и листья растений через нее.

Статистика посещений

Количество просмотров материалов
294939