rube

Вход на сайт


           Ранее выявление речевых нарушений

          Воспитание правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами и родителями. В период от двух до трех лет у ребенка бурно развивается словарь и фразовая речь. Вместе с тем развитие речи у детей в зависимости от разных причин протекает по-разному.

 

         Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В конце ХХ столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей.

                 Причины речевых нарушений:

         - ухудшение экологической обстановки;

         - особенности белорусского региона по йодо- и фтор –дефецитности;

         - увеличение числа патологий беременности;

          - увеличение количества родовых травм;

           - ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

            - различные социальные причины.

         Явное недоразвитие речи или вообще отсутствие речи у 3-4 летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Основной наиболее типичной причиной таких проблем у детей является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребёнком.

         Одно из основных условий полноценного речевого  развития – достаточное развитие мышц артикуляционного аппарата, которое начинается с первого приёма пищи. Многие родители даже не догадываются, что выполняя некоторые рекомендации по сбалансированному питанию, помогут им избежать речевых нарушений у своих детей. Один из первых звуков, которые появляются у ребёнка, вызван актом сосания - это звук «М». Но очень важно вовремя убрать бутылочки и соски. Желательно сделать это по достижении ребёнком 1 года. Как правило, у детей, у которых  поздно убирают соски, формируется межзубное произношение  и неправильный прикус. Очень важно, чтобы ребёнок получал пищу, соответствующую его возрасту. Зачастую  мы сталкиваемся  с проблемой питания в детском саду (отказ от приёма пищи), так как дома ребёнок ест протёртую пищу. В результате мышцы артикуляционного аппарата  не получают должной нагрузки, бывают не готовы  к произнесению сложных звуков. В рационе двухлетнего малыша должна преобладать жёсткая пища. Чтобы стимулировать развитие органов артикуляции, полезно давать грызть  сухарик, морковку, яблоко.

         Нарушение строения органов артикуляционного аппарата, в частности отсутствие зубов, также влияет на правильное произношение звуков. Поэтому в рационе ребёнка  должны быть продукты, кальцием, фтором, витаминами, должен быть соблюден водный режим (вода - основной источник фтора).

         Немаловажным является обучение ребёнка навыкам самообслуживания. Использование столовых приборов при приёме пищи – один из приёмов самомассажа мышц артикуляционного аппарата. Ребёнок, осваивая навыки самообслуживания, развивая моторику рук, сам того не подозревая, стимулирует развитие артикуляции.

         Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности. Пластичность активно формирующегося  мозга двух-трех летнего ребёнка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Именно в первой младшей группе важно выявить детей с отставанием в развитии речи или с различными речевыми нарушениями. В два года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Внутренний мир ребёнка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3.5 годам словарь ребёнка насчитывает  насчитывает  больше 1000 слов.

         Особое внимание следует обратить, если медленно протекает накопление словаря  и фразовой речи. Если к 2-2,5  годам  в активном  словаре ребёнка только 20-30 слов, а фраза состоит из усечённых слов или наоборот он много говорит, но непонятно для всех окружающих, кроме членов семьи, то такой ребёнок  требует особого внимания  и индивидуального подхода.

       Дети с задержкой речевого развития поступают в детский сад с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям. Для обеспечения благоприятной степени адаптации этих детей в нашем дошкольном учреждении создана система работы в которой участвуют: медсестра, педагог-психолог, воспитатели групп, учитель-дефектолог и другие специалисты дошкольного учреждения. В группах созданы уголки в которых помещаются фотографии детей, для создания тёплой и дружеской атмосферы, активизации речи детей и успешной адаптации.  Для родителей проводятся консультации, тренинги, совместные занятия и другие формы работ.

         Надеемся, что предложенный материал поможет вам предупредить речевые нарушения у детей. 

Статистика посещений

Количество просмотров материалов
294678