Профилактика речевых нарушений
Поговорим о наиболее целесообразных направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения для детей младшего дошкольного возраста:
-Организация полноценной речевой среды.
-Развитие артикуляционного аппарата.
-Развитие речевого дыхания.
-Развитие слухового внимания.
-Развитие мелкой моторики рук.
Организация полноценной речевой среды.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, сначала механического, а затем все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, посещение театральных выставок, концерт.
Рекомендации родителям, как правильно разговаривать с ребенком.
-Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете вместе, что он видит и слышит вокруг о ваших планах на сегодняшний день.
-Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку договорить, то что он хочет сказать. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас небезразличны.
-Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движение губ, запоминает.
-Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонации, четко выделяя ударный слог. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т.е. произнося его следует обратить внимание на соответствующий предмет, действие.
-Не употребляйте слово «неправильно». Не требуйте от малыша правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слов» Да, это поезд, ту-ту..»
- Поддерживайте начинания малыша, хвалите его за незначительные успехи.