rube

Вход на сайт

Бык і ваўкі

 Насіў бык па горадзе косы, прадаваў, каму трэба. Тады на быка, якога звалі, дарэчы, Быска, гавораць:

– Нашто табе косы?

А бык адказвае:

 

– Буду касіць!

Пайшоў у двор, выкляпаў касу ды падаўся касіць. Косіць бык, ідзе да быка воўк і гаворыць:

– Ты Быска?

– Я Быска.

– Сена косіш?

– Кашу. 

– Рагамі круціш?

– Кручу.

– Хвастом мелеш?

– Мялю.

– Ці баішся ты мяне?

– Я вас дзесяцярых не баюся.

Воўк пайшоў шукаць другога ваўка. Знайшоў і гаворыць:

–  Там косіць бык, надта дужы. Аднаго мяне не баіцца.

Пайшлі ўдвух ваўкі да быка. Ідуць і гавораць:

– Ты Быска?

– Я Быска.

– Ты сена косіш?

– Кашу. 

– Рагамі круціш?

– Кручу.

– Хвастом мелеш?

– Мялю.

– Ці баішся ты нас дваіх?

– Не баюся.

Пайшлі ваўкі шукаць трэцяга ваўка. Знайшлі і гавораць:

– Там косіць бык, надта ж дужы. Нас дваіх не баіцца.

Пайшлі ўтраіх ваўкі да быка. Ідуць і гавораць:

– Ты Быска?

– Я Быска.

– Ты сена косіш?

– Кашу. 

– Рагамі круціш?

– Кручу.

– Хвастом мелеш?

– Мялю.

– Ці баішся ты нас траіх?

– Не баюся.

Пайшлі ваўкі шукаць чацвёртага ваўка. Знайшлі і гавораць:

– Там косіць бык, надта дужы, нас траіх не баіцца.

Пайшлі чацвёра ваўкоў да быка. Ідуць і гавораць:

– Ты Быска?

– Я Быска.

– Ты сена косіш?

– Кашу. 

– Рагамі круціш?

– Кручу.

– Хвастом мелеш?

– Мялю.

– Ці баішся ты нас чацвярых?

– Не баюся.

Пайшлі ваўкі шукаць пятага ваўка. Знайшлі і гавораць:

– Там косіць бык, надта дужы, нас чацвярых ён не баіцца.

Пайшлі пяць быкоў да ваўка. Ідуць і гавораць:

– Ты Быска?

– Я Быска.

– Ты сена косіш?

– Кашу. 

– Рагамі круціш?

– Кручу.

– Хвастом мелеш?

– Мялю.

– Ці баішся ты нас пяцярых?

– Не баюся.

Пайшлі ваўкі шукаць шостага. Тады бык ужо трохі спалоўхаўся і пайшоў назад у двор. Прыйшоў у свой двор, касу выкляпаў, а каня навучыў брыкаць, а казла навучыў таўчы, а барана навучыў бадаць, а пеўня навучыў дзерці. Тады ваўкі прыйшлі ўшасцёх на луг, а быка няма. Яны пайшлі да быка ў двор. Прыйшлі і гавораць:

– Ага, Быска, спалохаўся нас!

– Не, я не спалохаўся, а захацеў палуднаваць, дык і пайшоў у двор.

Тады яны – за быка, а бык іх касой, а конь пачаў брыкаць, а казёл стаў таўчы, а баран пачаў бадаць, а певень пачаў дзерці – ледзьве іх не забілі, ледзьве тыя ваўкі ўцяклі. 

  

Бык і ваўкі

Сказка поднимает множество вопросов, которые касаются взаимоотношений сильного и слабого, злого и доброго, умного и глупого. И, естественно, в конце, как всегда, побеждает тот, кто добрее и умнее. И оказывается, что сила вовсе не в количестве и размере «зубов», не в физическом превосходстве, а в мудрости.

 

Метафорическое значение

Бык в данной сказке есть олицетворение желающего всем добра, спокойного человека, который просто занимается своим делом. Бык делал косы, продавал их и спокойно работал, косил. Это образ трудолюбивого человека. В сказке, как и в жизни, есть и противоположный образ. В данном случае волк - бездельник, который не работает, а только ходит и донимает тех, кто занят своим делом. И не просто донимает, а желает установить свою власть, основанную на страхе перед ним. И ему обязательно, во что бы то ни стало, необходимо заставить других бояться. Сказка иллюстрирует это, показывая особенное обращение волка к быку. Как будто волк изначально чувствует себя намного выше и значимей. Волк относится к быку как к более слабому, считает, что им можно понукать. И когда волк получает ответ, что его не боятся, тогда он начинает искать способы, чтобы усилить свое устрашающее представление, приглашая все новых и новых волков.

Дальше начинается противостояние двух сторон. Сказка предоставляет нам возможность различить два разных способа, как сделать себя сильнее. Волк использует способ повышения своей силы путем увеличения количества волков. Это так называемый количественный способ. Волк использует способ повышения своей силы путем увеличения количества волков. Так и в жизни многие люди используют именно такой способ: например, чтобы почувствовать себя сильнее, нужно качать мускулатуру, или, как часто считают, что сильнее и правее тот, у кого больше денег или дороже машина, и т.д. Конечно, очень часто такой способ срабатывает. Но не всегда.

 

Другой способ стать сильнее демонстрирует нам бык из этой сказки. Если бы он начал отвечать волкам тем же, то ничего не добился бы. И история их противостояния длилась бы бесконечно долго. Например, на следующий день привел бы с собой еще одного быка, потом еще и так дальше. Так и в жизни люди порой так «застревают» в конкурентных отношениях, что потом не могут остановиться.

Но бык реагирует совсем по-другому. И это очень важное знание, скрытое в сюжете повествования. Во-первых, он остается спокойным. В жизни просто спокойствие в качестве реакции на угрозу может само по себе устрашить противника. Во-вторых, он обращается к другим зверям, которые могут бороться совсем другими способами. Причем он их учит. И это более мудрое решение, потому что в итоге сильнее оказывается тот, кто лучше и богаче качеством, а не количеством. Так и в жизни – чаще сильным и победителем оказывается тот, кто хорошо развит во многих направлениях, а не в одном.

В этой сказке нет хороших и плохих персонажей. Она показывает, что любые конфликты и противостояния могут быть разрешимы. Только важно не действовать тем же способом, которым действует обидчик. Послание сказки таково: «не уподобляйся тому, кто тебе не нравится, найди свое собственное, тебе свойственное решение». А также показывает, что существуют разные способы развития и совершенствования: количественный (когда развивается и усиливается какое-то одно качество) и качественный (когда вообще изменяется стиль поведения и реагирования).

 

Особенности применения

Сказка будет полезна детям от 3 лет. В течение всего своего развития дети учатся взаимоотношениям со сверстниками, со старшими и младшими детьми. Для старших – она может быть уроком в том, что не стоит считать себя самым сильным и полагаться на свою физическую силу, всегда найдется противник сильнее и мудрее. Для младших – научит их быть более уверенными и смелыми в ситуациях, когда их обижают.

Маленькие дети до 6 лет легко идентифицируются с персонажами сказки. Поэтому после прослушивания сказки узнайте, какой герой вашему ребенку понравился больше и почему. Акцент на этом позволит ребенку больше впитать в себя черты героя сказки и почувствовать себя сильнее и увереннее.

С детьми старше 6 лет важно проанализировать поведение героев сказки. А также рассказать про разные формы поведения людей на примере сказочных персонажей.

  

 

Как рассказывать сказку ребенку

 Сказка – это не просто история для развлечения и развеивания скуки. Сказка всегда обращается к жизненным ценностям и жизненному устройству мира. Сказка может быть хорошим учителем, воспитателем и лекарем. Для того, чтобы урок, заключенный в сказке, был наилучшим способом усвоен ребенком, важно соблюдать некоторые рекомендации по прочтению и обсуждению сказок с детьми.

Очень важно, чтобы сказки, которые слушают ваши дети, знали вы сами. Поэтому прежде, чем слушать или читать вместе с ребенком ту или иную сказку, вы сами послушайте, прочитайте и запомните ее сюжет. Это важно не только для того, чтобы вы были готовы ответить на любые вопросы ребенка, не оказались в неловком положении, не зная, что ответить. Но и для того, чтобы в глазах ребенка Вы выглядели мудрым сказочником-рассказчиком.

Слушание сказок вместе или рассказывание – это важный компонент детско-родительских отношений. Сказка несет в себе мудрость, и, чтобы ребенок лучше воспринимал эту мудрость, родитель должен соответствовать этой мудрости, должен быть живым проводником этой мудрости.

Прочитайте комментарии к каждой сказке. Вы, родители, больше всех знаете трудности и проблемные ситуации своих детей. Поэтому, зная, что несет в себе каждая конкретная сказка, какие проблемы она затрагивает, вы сможете акцентировать внимание ребенка на определенных моментах сказки или неоднократно возвращаться к прослушиванию определенной сказки для того, чтобы закрепить понимание.

Уделяйте достаточное количество времени для прослушивания сказок. Ребенку нужно время, чтобы включиться в историю сказки, идентифицировать себя с героями, переживать эмоции и чувства в ответ на услышанную историю. Также ребенку необходимо некоторое время после сказки: важно, чтобы у ребенка была возможность попереживать и повспоминать, «покрутить» историю в своих мыслях. Это процесс усвоения и ассимиляции опыта. Ведь каждая сказка дает не только информацию, но и позволяет получать опыт переживания. Поэтому не стоит сразу, за один раз, слушать несколько сказок. Лучше одну сказку за вечер, например. Видимо, лучшее время для сказок - пред сном.

По окончанию сказки не спешите растолковывать и рассказывать смысл сказки вашему малышу. Дайте возможность ребенку отреагировать, проговорить свои чувства и понимание. Возможно, ребенок сам начнет задавать какие-либо вопросы вам. И это очень важно. Во-первых, тем самым вы поддерживаете любопытство и активность ребенка. Во-вторых, это важный диагностический момент. Конечно, ребенок затронет, прежде всего, те темы из сказки, которые его волнуют в жизни. И это может стать началом длинного диалога.

Только после этого, если возникает необходимость, вы сами можете начать задавать вопросы. Именно вопросы. Самая хорошая интерпретация и понимание сказки ребенком может произойти именно когда вы задаете те вопросы, на которые ребенок отвечает. А если ответы не находятся, то вы можете помогать ребенку в поиске.

Важно узнать, какие герои сказки симпатичны, а какие – нет. Какие герои вызывают какие чувства. Узнавайте, почему. Бывает так, что детям симпатичны отрицательные герои. Так бывает. Это связано с тем, что у ребенка еще нет такой развитой системы оценки, как у взрослых. Они воспринимают все более непосредственно. Например, ребенок говорит, что ему жалко волка, которого проучили. Родители спрашивают: «Почему, ведь волк заслужил?» Ребенок отвечает: «Ведь ему же больно». Поэтому принимайте любые ответы ребенка, не критикуйте, не стыдите. Просите объяснить, почему ребенок чувствует так или иначе.

Запоминайте сказки. Рано или поздно вы увидите, как ваш ребенок попадает в какую-либо историю, похожую по смыслу на ранее услышанную сказку. Тогда вы сможете привести эту сказку в пример. Это поможет ребенку лучше разобраться в жизненных сложностях.

Некоторые сказки или герои настолько нравятся детям, что порой образ из сказки переходит в реальную жизнь. Ребенок играет, вспоминая того героя, или идентифицирует себя с ним, или снова и снова просит послушать сказку. Поддерживайте это. Сказка делает свое волшебное дело, помогает ребенку расти, развиваться и формировать миропонимание.

 

Пусть Ваши детки будут здоровенькими и счастливыми! Приятного и полезного времяпрепровождения вам со своими малышами!

  

Тлумачэнні

 

Вопер – вяпрук, кабан.

Вярэнька – кошык з накрыўкай, сплецены з барозавай кары (бяросты).

Гарэц – пасудзіна, мера аб’ёму (прыблізна 3,3 літры).

Дзяруга – посцілка, вялікі кавалак грубай тканіны.

Дубальт – удвая.

Загнет – выступ печы.

Збыткавацца – здзеквацца, кпіць.

Каліто – кашалёк; торбачка для захавання грошай, дакументаў ці дробных прадметаў.

Капуза – шапка з аўчыны поўсцю наверх у выглядзе каўпака.

Кокат – сук на дрэве.

Коўб – страўнік (жывёльны).

Коч – карэта з верхам.

Куля, кулька – ядро, шар; булава; дрын, кол, палка.

Куні – куніцавыя шкуры.

Лапацень – прыстасаванне для фіксацыі чаго-небудзь.

Лычка – тут: вяроўка, аброць.

Магалейка – кісет.

Нажэндзя – інструменты, прылады.

Нічальніцы – дэталь ткацкага станка.

Перапечы – булкі з грэчневай мукі.

Суздром – цалкам, падчыстую.

Сыта – страва з вады ды мёду.

Уогер – конь, жарабец.

Фаска – пасудзіна для захавання вадкіх рэчываў.

Цагала – прыстасаванне для здабывання агню.

Статистика посещений

Количество просмотров материалов
296313